аннотация по технологии в 1-4х классах

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ 1-4 КЛАСС
Данная рабочая программа разработана на основе документов:
1.
Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897)
3.
Федеральный перечень учебников утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской федерации от 31.03.2014 №253
4.
Положение «О разработке и утверждении рабочих программ отдельных учебных
предметов, курсов» (утверждено приказом от 28.10.2015 № 08-1786)
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе
освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:










формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как
продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на
основе организации предметно-преобразующей деятельности;
общее
знакомство
с
искусством
как
результатом
отражения
социальноэстетического идеала человека в материальных образах. В результате
изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего
образования:
получат начальные представления о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире
как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи
предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной
среды нравственно- эстетического и социально-исторического опыта человечества;
о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к
ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна,
которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории
возникновения и развития;
научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой
самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при
изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественнодекоративных и других изделий.

Общая характеристика учебного предмета курса
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную
направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не

являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития
социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы
специальных технологических и универсальных учебных действий. Особенностью
рабочей программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса
технологии
через осмысление младшим школьником
деятельности человека,
осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве.
Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и
творец
рукотворного мира.
Освоение содержания предмета осуществляется на основе
продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторскотехнологических
знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных
разделов учебника - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек
и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В
программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены
технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты
ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с
инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован
принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению
определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических
предусматривает:














работ, которое

знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их
выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и
инструментов;
овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами
работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при
работе;
знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими
человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
изготовление
преимущественно объемных изделий (в целях развития
пространственного восприятия);
осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на
основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну
тему;
проектнаядеятельность (определение цели и задач, распределение участников для
решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов
деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной
деятельности;
знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами
предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у
учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий
и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное
осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить
решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за
результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы
трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные
практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и
творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности
младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовнонравственного
развития детей. Рассмотрение в рамках рабочей программы проблемы гармоничной
среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о
достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и
конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей
для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными
ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный
нравственный смысл.
Рабочая программа ориентирована на широкое использование знаний и умений,
усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира,
изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При
освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при
изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами.
Природные формы лежат в основе идей
изготовления многих конструкций и
воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с
производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность
человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе
рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует
формированию экологической культуры детей.
Изучение этнокультурных традиций в
деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В рабочей программе
интегрируется и содержание курса «Изобразительное
искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства
художественной выразительности,
изделия изготавливаются на основе правил
декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают
эстетику труда.
Содержание рабочей программы предусматривает использование математических
знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов,
построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими
фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте.
Освоение правил работы и преобразования информации
также тесно связано с
образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной
области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми
реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический
справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты
анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их,
формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе,
способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и
единстве.
Практико-ориентированная направленность содержания
позволяет
реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших
школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности,
гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс
различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоциональноэстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия
для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического
здоровья учащихся.

Описание места учебного предмета, курса
Программа рассчитана на 135 часов.
1 класс – 33 часа в год (1 ч в неделю)
2 класс – 34 часа в год (1 ч в неделю)
3 класс – 34 часа в год (1 ч в неделю)
4 класс – 34 часа в год (1 ч в неделю)
При составлении рабочей программы использованы авторские программы Н.И.
Роговцевой, Н.И. Анащенковой «Технология»

Результаты освоения курса «Технология»
Личностными результатами
формирование следующих умений:

изучения

курса

«Технология»

является

– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и
ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные
поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий
декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда
мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и
умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру,

событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе
является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и
неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои
действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью
простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый
контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии,
вносить необходимые конструктивные доработки.
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных
успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в
учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях,
справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений
материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и
явления; определять причинно - следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы,
схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника,
нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального
мира.
Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи
с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения.
Средством формирования
проблемного

этих

действий

служит

соблюдение

технологии

диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении
проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс.
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс.
3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 3 класс.
4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.
Технология. Учебник. 4 класс.
5. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс.
6. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс.
7. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс.
8. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Анащенкова Н.И. Технология. Рабочая тетрадь. 4
класс.
9. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. Методическое
пособие. 1 класс.
10. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Уроки технологии. Методическое
пособие. 2 класс.
11. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Уроки технологии. Методическое
пособие. 3 класс.
12. Интернет ресурс.
Перечень материально- технического обеспечения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Учебные столы, стулья.
Компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет.
Швейные машины.
Утюг.
Микроволновая печь.
Сельскохозяйственный инвентарь (лопаты, грабли, мотыги, ведра, лейки).
Электронные наглядные пособия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-928-678-56-78

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».